Социальный
статус родителей детей-инвалидов.
Общим местом во всех рассуждениях о
семьях детей-инвалидов, особенно с
нарушениями психического развития, стала
фраза типа: "Социальный статус таких
семей крайне низок". Фраза достаточно
безликая, так как дальше не уточняется, что
же это такое - социальный статус. Но дальше
на основе этого постулата делаются далеко
идущие выводы - начиная с того, что и
материальное положение таких семей крайне
плохое, и кончая тем, что это-то и является
причиной инвалидности ребенка. Налицо явно
демагогический прием - инверсия, то есть
причина и якобы следствие меняются местами.
Наверное, это делается для для придания
пущей политкорректности всем рассуждениям.
Но попробуем разобраться, а что же
вообще это такое - социальный статус семьи с
ребенком-инвалидом. Возьмем для примера
такую ситуацию. В семье родился ребенок с
синдромом Дауна. Ребенок поздний, причем
единственный в семье. Так, социальный
статус уже резко упал. Дальше: отец ребенка -
госслужащий, мать - домохозяйка. Очевидно,
социальный статус уже ниже некуда. А теперь
я вынужден извиниться, потому что описал
реальную семью - семью Шарля Де Голля,
президента Французской республики. Совсем
другое дело - скажете вы. То есть здоровье
ребенка в данном случае не влияет на
социальный статус? Получается, что
социальный статус зависит от угла зрения. С
одного боку глянул - социальный статус
крайне низок, с другой стороны заглянул -
крайне высок. То есть социальный статус
семьи ребенка-инвалида - вещь необъективная.
Тогда попробуем выяснить, от чего
зависит точка зрения на семью ребенка-инвалида.
Понятно, что всех подробностей о семье
посторонний человек с ходу узнать не может,
и свое впечатление о ее социальном статусе
делает на основе ее образа (имиджа),
преломляя его через свою систему ценностей.
Таким образом, получается, что социальный
статус семьи зависит не от реального
положения дел в семье, а от ее имиджа и
системы ценностей того, кто этот социальный
статус определяет. Поэтому когда политик
говорит о том, что "необходимо повысить
социальный статус семей детей-инвалидов",
вряд ли он имеет в виду, что он хочет
изменить свою систему ценностей, а также
маловероятно, что его интересует реальное
положение дел в такой семье. Скорее всего,
он хочет изменить имидж семьи, а точнее - ту
его часть, по которой он и судит о
социальном статусе, то есть имидж ребенка-инвалида.
Кардинально улучшить имидж семьи ребенка-инвалида
можно несколькими путями - например, убрать
слово "инвалид". Для этого не
обязательно быстро вылечить ребенка,
достаточно не продлять инвалидность. Семье
легче не станет, но статистика улучшится.
Или другой вариант - изъять ребенка-инвалида
из семьи (процедура рекомендованного
отказа). Таким образом, одной семьей ребенка-инвалида
станет меньше.
Становится ясно, что рассуждения о
социальном статусе семьи ребенка-инвалида
далеко не всегда безобидны. Но есть ли более
приемлемые варианты улучшения имиджа семьи
ребенка-инвалида? Да, есть. Попробуем их
перечислить.
1) Не стесняйтесь своего
ребенка.
Родители часто стесняются своего
ребенка-инвалида, особенно если у него
поведенческие проблемы. Некоторые доходят
до того, что годами не выпускают ребенка на
улицу (я слышал о девочке, которую до 15 лет
не выводили на улицу по этой причине).
Естественно, это не выход ни с точки зрения
коррекционной работы, ни с точки зрения
самочувствия родителей. А главное, такое
поведение катастрофически портит имидж
семьи. Родители думают, что если никто не
видит особенностей поведения их ребенка, то
все в порядке. На самом деле ничто так не
насторожит соседей и знакомых, как то, что
родители никогда не показываются на людях
вместе с ребенком. Это непонятно, а к
непонятным явлениям люди всегда относятся
настороженно. Совсем другое дело, когда
родители всегда вместе с ребенком. Это
понятно, это естественно - а значит, рождает
подсознательное доверие.
2) Любите своего ребенка
таким, какой он есть.
"А как быть, если у ребенка
поведенческие проблемы?" - спросите Вы.
Если проблемы серьезные, например
гиперагрессивность, то необходимо
проконсультироваться с врачом. Если же
особенности поведения не сильно мешают
окружающим людям - не берите в голову.
Смотрите на своего ребенка влюбленными
глазами и не давайте ему сильно чудить - и
все будет в порядке. Если же Вы будете
нервничать и постоянно одергивать ребенка,
это насторожит окружающих людей, они будут
обращать на него пристальное внимание и,
естественно, заметят странности в его
поведении. Если поведение ребенка не
нравится его родителям, почему оно должно
нравиться окружающим?
3) Следите за собой,
выглядите лучше.
Некоторые родители детей-инвалидов
перестают следить за собой, меньше уделяют
внимания своей внешности, чем до рождения
ребенка. Это плохо не только с точки зрения
имиджа семьи, но и имеет негативный
педагогический эффект. Каждый ребенок
мечтает гордиться своими родителями, быть
похожим на них. Некоторые люди считают, что
если мать ребенка-инвалида уделяет
внимание своей внешности, то это за счет
ребенка. Но возможна и другая точка зрения -
если мать не следит за собой, сможет ли она
хорошо ухаживать за ребенком?
4) Одевайте своего ребенка
как можно лучше.
И чем сильнее у него поведенческие
проблемы, тем ярче должны быть его вещи.
Помимо эстетической стороны, это имеет и
практический смысл - если Вы потеряли
ребенка в толпе, Вам будет легче найти его
по яркой одежде. Некоторые люди одевают
своего ребенка в дешевую или поношенную
одежду - мол, все равно испачкает. С одной
стороны, это снижает самооценку ребенка. С
другой стороны, если Вы одеты неопрятно или
не по сезону, даже если при этом у Вас полные
карманы денег, к Вам все равно будут
относиться как к малообеспеченному.
Я думаю, каждый сможет продолжить этот
список. Советы просты, но тем удивительнее
эффект, который производит их выполнение.
Дмитрий Леонов